В этой статье хочу поделиться информацией по сборке двигателя Ирбитского мотоциклетного завода (ИМЗ) Урал 750cc, модификации 2019 года :), но карбюраторного варианта, правда карбюраторные сейчас не выпускаются, разница только в распределительном валу и передней крышки ГРМ, так что думаю будет норм. Инжектор может быть будет в будущем.
На данный момент из запчастей имеем следующее:
- Картер двигателя
- Коленчатый вал
- Распределительный вал
- Шестерни ГРМ
- Маслонасос образца 2010-2018 года (впоследствии заменю на 2019 год, говорят увеличили производительность и маслозаборник выполнен по-другому).
- Передняя, задняя опора коленчатого вала
- Поддон образца 2019 года
- Подшипники
- Прокладки
- Шпильки
- Крышка ГРМ
Всё в основном покупалось в течении 2018-2019 года у официальных представителей, цены приводить не буду, что-то удавалось найти дешевле, что-то подороже, но всё с завода ИМЗ.
Так же сейчас заказана вся поршневая:
- Цилиндры образца 2019 года
- Поршни
- Кольца
Жду, когда приедет с завода. Об этом будет уже следующая статья.
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1098-1024x768.jpg)
Начинаем сборку. Вообще первым делом необходимо установить алюминиевую трубку в переднее крепление картера двигателя, установить уплотнительные резинки и развальцевать эту трубочку.
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1101-1024x768.jpg)
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1102-1024x768.jpg)
Но она входит в отверстие от руки, и я оставил это дело на потом.
Установим переднюю опору коленвала. Для этого разогреем феном / горелкой посадочное отверстие в картере.
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1113-1024x768.jpg)
После того как разогрели, установим переднюю опору. Т.к. посадки ещё не раздолблены, мне понадобилась киянка, совмещаем отверстия на кратере и на опоре, и лёгкими ударами, киянкой осаживаем саму опору и заворачиваем при этом болты, что бы опора не съезжала.
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1117-1024x768.jpg)
Болты сажаем на резьбовой фиксатор и затягиваем.
Дальше необходимо подготовить коленчатый вал к установке. Для этого сначала необходимо установить подшипник на переднюю цапфу. Подшипники коленчатого вала в этом двигателе 6208. Я использовал фирмы FAG. Смазываем посадочное место подшипника тонким слоем масла, и дальше необходимо слегка разогреть внутреннюю обойму подшипника.
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1134-1024x768.jpg)
Позиционируем подшипник на коленвалу, что бы не было перекосов, и с помощью подходящей оправки, лёгкими ударами, осаживаем подшипник.
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1136-1024x768.jpg)
Получилось вот так
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1138-1024x768.jpg)
Следующим действием необходимо установить коленвал двигателя Урал, в картер. Для этого ориентируем коленчатый вал так, чтобы шпоночный паз маховика был обращен вверх, наклоняем вал задним хвостовиком вниз и опускаем в картер. Направляем шатуны в свои отверстия цилиндров и устанавливаем коленвал в верное положение, направляя передний подшипник в переднюю опору, без перекосов, т. к. есть вероятность испортить подшипник или саму переднюю опору.
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1141-1024x768.jpg)
Дальше, для втягивания коленвала на своё место, необходимо использовать специальный съёмник. Я использовал съёмник для шкивов, самый дешёвый, так же можно вырезать стальную пластину 4мм и просверлить в нём одно отверстие по центру. К сожалению процесс не сфотографировал… В общем через эту пластину или съёмник пропускаем болт с резьбой М8 шаг 1,25. Устанавливаем съёмник и вкручиваем болт в коленвал, при этом съёмник должен быть упёрт через какие-либо проставки к картеру, что бы был ход коленвала вперёд. И начинаем затяжку, но перед этим, естественно, опору смажем маслом. Дальше главное не перетянуть, необходимо контролировать положение коленвала через отверстия для цилиндров, и смотреть за маслоуловителем, что бы он не упёрся в картер и не погнулся. Я этого не делал и немного погнул. Будет уроком 🙂
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1142-1024x768.jpg)
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1143-1024x768.jpg)
Что бы коленчатый вал вернуть назад, я использовал алюминиевую выколотку, и лёгкими ударами молотка, через выколотку, по внешней обойме подшипника, выпресовывал его немного назад.
Следующим шагом необходимо установить заднюю опору. Но сначала нужно осадить в неё подшипник. Подшипник устанавливается так же 6208, я использовал FAG. Для этого разогреем посадочное место.
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1149-1024x768.jpg)
Смажем подшипник маслом и установим. Подшипник встал от руки, молотком пользоваться не пришлось.
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1151-1024x768.jpg)
Фиксируем подшипник стопорным кольцом
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1153-1024x768.jpg)
Идём дальше, запрессовка опоры в картер. Сначала смажем прокладку тонким слоем масла и осадим опору как можем от руки, естественно без перекосов 🙂 Далее берём оправку нужного диаметра, и лёгкими ударами молотка, запрессовываем опору в картер, и не забываем позиционировать опору так, чтобы винты могли вкручиваться на свои места.
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1154-1024x768.jpg)
Винты использовал DIN7984 M8x20 прочностью 12,9. Конечно, можно прочностью 8,8, но других не было, хорошо, что вообще эти нашёл…
После того как установили опору, нужно зафиксировать хвостовик коленвала стопорным кольцом.
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1162-1024x768.jpg)
Дальше выкручиваем винты, обезжириваем их и устанавливаем специальные шайбы.
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1194-1024x768.jpg)
Наносим фиксатор резьбы и затягиваем винты, в порядке через один, моментом 13-17 Н.м
С коленчатым валом двигателя Урал мы разобрались. Проверяем его что бы не было заеданий и вал должен вращаться легко. Допускается киянкой несколько раз ударить по передней цапфе коленвала, что бы снять напряжение и вал принял правильную установку.
Дальше переходим к распределительному валу. Первым делом осаживаем подшипник на распредвал. Здесь подшипник 6205, я использовал фирмы SKF.
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1164-1024x768.jpg)
Так же разогреем внутреннюю обойму подшипника, смажем маслом и запрессуем на вал.
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1165-1024x768.jpg)
Следующим этапом, необходимо установить шпонку для шестерни и не забыть одеть фланец, который будет держать распредвал в картере.
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1170-1024x768.jpg)
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1169-1024x768.jpg)
Дальше прессуем шестерню распредвала. Хочу сказать, что в этом месте очень большой натяг. Пришлось шестерню через оправку осаживать молотком, причём не слабыми ударами… и главное при этой манипуляции не погнуть распредвал… Так что будьте аккуратны. Значит смазываем вал маслом, а шестерню разогреваем.
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1171-1024x768.jpg)
И осаживаем на своё место, не забывая подложить фланец под шестерню.
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1172-1024x768.jpg)
Тем временем устанавливаем шестерню коленчатого вала. Тут сложностей не возникло, устанавливаем шпонку, промазываем маслом вал, греем шестерню и осаживаем. Села естественно с натягом, но не таким сильным как шестерня распределительного вала.
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1176-1024x768.jpg)
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1178-1024x768.jpg)
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1179-1024x768.jpg)
Установим игольчатый подшипник в заднюю втулку распредвала. Немного разогреем втулку и установим подшипник на своё место. Это скорее всего нужно было делать до установки коленвала, но что уж поделать.. Пришлось через деревянный брусок обстукивать и прессовать.
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1184-1024x768.jpg)
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1185-1024x768.jpg)
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1186-1024x768.jpg)
Разогреваем посадочное место подшипника и устанавливаем распределительный вал в картер, обязательно совмещая метки на шестернях.
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1188-1024x768.jpg)
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1189-1024x768.jpg)
Проверяем что бы весь механизм крутился свободно и без заеданий. Далее закручиваем два винта фланца распредвала. Я использовал винты DIN 7991 M6x20 прочностью 10,9.
Обезжириваем и сажаем на фиксатор резьбы.
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1200-1024x768.jpg)
Переходим к фиксации шестерни коленчатого вала. Обезжириваем болт, здесь он М8×55 шаг вроде как 1.25. Одеваем стопорную шайбу, затем шайбу шестерни коленчатого вала. Наносим фиксатор резьбы и затягиваем болт. И загибаем стопорную шайбу. Получаем вот такую картину:
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1202-1024x768.jpg)
Установим сапун на шестерню распредвала, совмещаем штифт на шестерне с сапуном.
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1204-1024x768.jpg)
Смазываем прокладку крышки ГРМ и устанавливаем саму крышку. Затягиваем винты крест-накрест.
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1205-1024x768.jpg)
Установим корпус сальника распредвала.
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1207-1024x768.jpg)
Здесь ничего сложного, сначала устанавливаем прокладку, затем смазываем сальник и корпус сальника маслом. Устанавливаем сальник в корпус до упора и устанавливаем корпус непосредственно в крышку ГРМ. Завинчиваем 4 винта.
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1208-1024x768.jpg)
В этом месте будет устанавливаться зажигание. Закрываем крышку.
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1209-1024x768.jpg)
Вкручиваем штуцер масляного фильтра. Готово. Продолжение следует, по мере поступления остальных запчастей.
![](https://www.ew8bak.ru/wp-content/uploads/2019/04/DSCN1212-1024x768.jpg)
Респект! Сам люблю работать руками — авиамодели, антенны и прочее… И тем приятнее видеть отлично проделанную работу других людей. 🙂
Здравствуйте! Какой фиксатор резьбы Вы использовали? (красный или синий)? На заводе ранее контрили болты крепления передней опоры коленвала проволокой. Сейчас так не делают?
Добрый день, использовал синий фиксатор. В современных моторах уже нет контровочной проволоки. И болты по заводу идут без отверстий. Так же и с задней опорой коленвала.
Эти моторы собираются без единого удара молотка, мы так мопеды в 12 лет собирали, не от большого ума…